Поход (06.04.2007 – 09.04.2007)

Краткая информация:
р.Алака (м.Сотера) - в.Гейзер - в.Джур-Джур - Генеральское - Ликон - 2 Спуск (Караби) - г.Белая - Тай-Коба - Кара-Тау - Суат - Буковый кордон – Перевальное
Участники:
Богдан, Таня, Юра, Женя

Выражаю Благодарность Татьяне за предоставленные походные дневники.

Постоянная публикация на сайте: http://crimealand.narod.ru

Как ни крути, но почему-то любая поездка начинается со сборов. Вот такая странная привычка есть и у меня. С вечера все шмотки собрал в кучу. Киевский поезд завтра в 10:34, утром можно будет все проверить по списку и уложить в рюкзак.

06.04.2007

Утром в шесть часов холодная погода, ветер и дождь. Спать хочется. И тут озарение: по дождю ходить - у меня не дошита накидка на рюкзак. Встаю, волоку швейную машинку... К 10:00 я собран, бегу на вокзал.

В 10:30, стоя под колоннами, я удивленно созерцаю, что на табло для Киевского поезда еще не указаны ни путь, ни перрон. Чую что-то недоброе. Уже 11:00, а нет ни поезда, ни объявления. В 11:10 звоню Богдану на мобилку.
- Привет!
- Вы там что, поезд толкаете?
- Мы не толкаем, мы стоим на Симферополь-Грузовое, нас уже следующий 28-ой киевский обогнал, который в 11:30 прибывает.
- Ну, так толкайте, а то я уже замерз ждать вас!

Минут через десять объявили опоздание на 1час 20мин.

Стакан горячего чая с двойным лимоном внутрь спас меня от холодной смерти.

Все в сборе, водитель такси уже давно меня пас, подозревая, что мы будем куда-то ехать.

Торг с водилой – это отдельная песня.
- Сегодня такой пустой день, готов ехать за сколько скажете.
- Ну, 80грн.
- Хорошо, вообще-то в район Алушта – Солнечногорское 150 стоит!
- Это дорого!
- Ну, за 120?
Я говорю:
- Не, максимум за100!
-Да, хорошо, отвезу за 100.
Стоит, мнется.
- Ну, вот машина большая, бензина много ест, а знаете, какой бензин дорогой! Не, ну ладно, за сто так за сто. А там дорога! Повороты какие крутые и все время вверх-вниз. И бензина много тратится.

Потом он узнал, что я киевлян жду, и говорит:
- А давай им скажем 120!
Я просто офигел, как будто не мне еще 5 грн доплачивать.

В итоге, так за 120 и уехали.

По дорогое, как я понимаю, экскурсия по городу и по трассе входит в стоимость проезда (Все включено)! Едем через «Лучистое». Нам нужен 16-ый километр шоссе Алушта-Судак. Последние зигзаги дороги особенно живописные! Если на северной стороне горной гряды пасмурно, холодно, ветрено и дождливо, то с южной стороны тепло, солнышко, весенняя погода! Выгрузились на грунтовке, отходящей от асфальта на север в самой глубине очередного изгиба трассы, сразу после столбика 16 км.

Все, мы на месте, настроение сразу поднялось! Прощай цивилизация! Дорога быстро превратилась в тропку, вьющуюся вдоль реки Алака.

Дорога зовет! Вперед!
Хот Дог, как раз в размер батона!

Сразу дачный поселок. По описаниям на подъеме недалеко от поселка предполагались каменные грибы. На очередном привале Богдан бегал обратно почти до поселка по другой тропе, но грибы так и не обнаружились, кроме пары «заготовок». Природа еще не успела изготовить из них полноценные «шампиньоны». И уже позже, когда поднялись выше по ущелью, мы заметили стражника, который сквозь густые заросли бдит за всем происходящим в долине.

К каменным грибам.
Грозный страж долины.

Сегодня весь наш подъем проходил навстречу бурлящим водам реки Алака. Нам неоднократно приходилось пересекать ее течение, которое где-то игриво проскальзывало сквозь каменные торосы, а где-то грохочущим потоком обрывалось с уступов и разлеталось в брызги и пену. На нашем пути было много водопадов, самый большой и зрелищный из них - Гейзер. Его так назвали за то, что струя падающей воды попадает во впадину, из которой фонтаном вырывается вверх.

Водопад Гейзер

В наши планы входил подъем до нижней Джурлы, но как-то подумали и решили через отроги северной Демерджи не переваливать, а попробовать найти траверс и пройти к Джур-Джуру, не забирая сильно вверх и не теряя высоту. А на ночевку мы стали в живописном ущелье под защитой стража (о котором повествовалось выше).

Фотоохота на водопады

Стоянка в долине реки Алака

Вечером, как и планировалось, готовили на костре. Дрова никак не хотели гореть, хотя, на вид были сухими. Пару часов раздувания пламени дали-таки нам ужин и чай. В следующие дни, никто больше не порывался разводить костер даже в декоративных целях. Все готовилось на примусе.

Ночь была спокойная, но холодная, думаю, стоит купить хороший коврик для межсезонных походов.

07.04.2007
Утром пасмурно, облака. Выспавшись и позавтракав, народ разбрелся в разные стороны. Кто пытался фотографировать водопады в лучах ускользающего солнышка, кто любовался окружающей природой и звонил домой (о чудо, - мобильная связь).

Со стоянки мы вышли в 12:25.

Траверс по склонам открыл нам просто удивительные виды и позволил совершить очень приятную прогулку по умеренно пересеченной местности.

ЮБК в сторону Судака

Кормушка в цветах для
парнокопытных эстетов.
“Все промелькнули перед нами,
все побывали тут”

Уже перевалило за полдень, а наша сегодняшняя цель – перевал Ликон, призрачно скрывался в дымке у подножья горы Белая.

Дорога, которую я не нашел на штабной “километровке”, удивительным образом совпадала с нашим желанием придерживаться траверса. Она вылизывала многочисленные отроги, овраги и вилась сквозь заросли кустарников аккуратно в сторону Хапхала и Генеральского. Мы обогнули скалу Биас-Таш и вскоре дорога, круто развернувшись, пошла назад. Понятно, что это зигзаг, чтобы сгладить подъем, но это не входило в наши планы, тем более что дорога, наверняка, приведет в Генеральское, а туда очень не хотелось попадать. Были планы как-то обогнуть поселок с северной стороны и выйти на дорогу, поднимающуюся мимо родника святого Ай-Алексия на перевал между г. Белая и г.Ликон. Свернули мы на тропу, идущую вдоль водопроводных труб через кустарник-шкуродер, и через какое-то время вынырнули к водозабору и роднику «Анастасия».

Родник “Анастасия”
“Вода питьевая”
На моховом коврике

Очень хочется есть. Но Богдан торопит: “некогда, времени уже много”, - а наша ночевка все там же, в дымке. Договорились, что пообедаем, как только спустимся в Генеральское. Легких путей мы не ищем, по едва заметной тропке забираем влево и тут же ее теряем. Она бесследно растворяется в чаще леса. Зато, проламываясь через заросли, замечаем ровные каменные кладки – останки каких-то средневековых строений, стен, укреплений. Наконец мы на дороге, ведущей от Генеральского к водопаду Джур-Джур. Никаких троп в обход не видно, а искать выше, от водопада – некогда. Решаем пройти через поселок.
- Где будем обедать?
- Так сейчас вверх лесть, на перевал, с полным желудком!?
Сил у меня уже мало, но как-то улочками выбираемся за околицы.
- Сейчас, за сады выйдем – отдохнем и поедим.
Тут, как назло, солнце начало жарить, идти стало тяжело. Грунтовая дорога пролегает через обширные поляны, на которых выпасаются домашние парнокопытные. Тени нет.
- Ориентировочно через час будет ручей, там и пообедаем.
- Не, сил нет, давайте здесь, уже четвертый час!
Бунт на корабле, все требуют еды!
- Так без воды?
- Ничего, потом у реки чаек попьем.
- Ну, как хотите, - сказал Богдан, демонстративно отсев и наблюдая, как достаются обеденные продукты.
Подкрепившись хлебом с салом, появились силы.

Мы пошли дальше. За несколькими поворотами менее чем через 30 минут появился ручей! Ура, чай с печеньем и сыром!

Богдан по этой дороге спускался года четыре назад под проливным дождем. Тогда ему показалось, что до ручья далеко, а сейчас он образовался перед нами как в сказке. Конечно, обед в районе четырех часов, да еще и в два приема – непривычно, но совсем без обеда было бы очень плохо.

Как не странно, но тяжести в желудке я не почувствовал, а прилив сил дал возможность легко забраться на перевал около горы Лекон.

На нашем пути источник “Св. Ай-Алексий”. Сразу за ним, налево уходит дорога на Суат, а нам прямо вверх.

Родник “Св. Ай-Алексий”
Жовто-блакитне

Солнце опускалось в дымку позади нас за чернеющие скалы Стол-горы, – северные склоны ущелья Хапхал.

По дороге в цветах

Смеркалось.

По мотивам “Гадкий утенок”
Южные отроги Караби

Хорошая лесная дорога вела нас к роднику “Придорожный”. Не доходя метров сто, налево уходит едва заметная тропа на Караби, проход “Второй спуск”. Здесь мы стали на ночевку.

Скала над нашим лагерем

Вечер холодный, ветреный. Готовим ужин и едим его в палатке. Время от времени кому-то приходится выходить наружу - “звездей натыкали!”. Хорошо, что все (вместе с примусом) в моей палатке поместились. Тепло. Уютно. Перед сном и я вышел. Небо красивое, звездное. Только со стороны Караби черная дырка, - облако висит. Прохладный ветерок быстро загоняет меня обратно.

08.04.2007

Утром в 9:30 завтрак и привычные сборы. Небо опят облачное, накрапывает дождик. Выходим на тропу, сразу круто вверх, - подъем по 2-ому спуску – а, как звучит! (Умные люди тут спускаются ?)

Я расстроен, моей флэшки 512 в фотоаппарате хватило только на два дня похода. А тут только началось все самое красивое!

На подъеме мы обратили внимание на хребет, который уходил восточнее, чем тропа, и свернули на него. Подъем на плато оказался очень живописным. Величественные скалы, поляны цветов под ногами, высота и голубые дали – все это создает сказочную обстановку, создает ту изюминку, ради которой, преодолевая все тяготы походной жизни, ты каждый раз седлаешь на себя рюкзак и добровольно скитаешься чудесными уголками нетронутой природы.

В 12:00 мы вышли на Караби (высота в среднем 1000 м.), которое встретило нас холодным ветром и низкой облачностью. Перед нами открылся вид на бескрайнее море холмов испещренное, по края засыпанными снегом, воронками. Судя по всему, климат здесь более континентальный, и зима под натиском весны еще не собиралась сдавать свои позиции.

Далее наш маршрут на гору Белая (высота 1253 м.). Прохладная погода сделала это подъем совсем не сложным. Жарким летом 2005 года под обеденным раскаленным солнцем мне он показался вечностью!

На горе “Белая”
Над Караби

А сейчас, отдышавшись пять минут, мы двинулись через небольшое седло к вершине Тай-Коба.

На нашем пути начал встречаться мокрый таявший снег. Перепрыгивая по выступающим камушкам, я благополучно не мочил ботинки и радовался, что за такой крутой поход не пришлось лазить в снегу. Я еще даже не представлял, что нас ждало сегодня во второй половине дня.

Скальный выступ - Тай-Коба (высота 1262 м.), мощной стеной преграждал нам путь по хребту. Укрывшись под ним от пронизывающего северного ветра, сделали привал на обед. Несколько раз выглянувшее солнце согрело нас. Пока все расслаблялись, я выкарабкался на скалы. Там за вершиной начиналась северная часть горного массива – все леса и поляны покрыты мокрым подтаявшим снегом. Путь нас ждал нелегкий.

С криками, что, был на Тай-Кобе - я вернулся на стоянку. Все сказали, а мы тоже хотим, – и полезли на вершину.

Тай-Коба
Покорители вершин

Вышли примерно в 16:00. Переход до Кара-Тау пролегал через заснеженные овраги, где мы проваливались по пояс, и протаявшие поляны, изрытые ходами мышей, которые делали их зимой по-над самым снегом. Сейчас же остались только мышиные окопы, образующие на поляне замысловатые узоры. По пути встречались удивительно сказочные лесные пейзажи с подснежниками, пробивающимися сквозь снежный покров.

Сказка
Первый

В 17:15 Кара-Тау (высота 1220 м.). Прекрасный вид на Караби, метеостанцию, Орто-Сырт, вдали просматриваются скала Белая и Синий камень. Не смотря на яркое солнце, холодный ветер не дает расслабиться. Вспоминается, как пару лет назад, я карабкался сюда под палящим солнцем, обливаясь ручьями пота. А сейчас, пять минут отдыха и, чтобы не замерзнуть, высокими скачками по пояс в снегу начали спускаться крутым склоном вниз.

Метеостанция
Склон (крутой). По следам Богдана

Внизу, выбравшись на поляну, разулись, вытрусили из ушей снег, отдохнули. К нам подошел парень, это был первый, встретившийся нам турист, за все три дня похода. Однако на вопросы как они сюда попали и откуда пришли он не смог ответить, сказал, что у них есть проводник, он все знает. По его путаным объяснениям предположили, что они спускались в Хапхал, где снега было по уши. Группа ходит без примуса, хотя вроде как он у них есть, но по какой-то страной причине они его не взяли, то ли некуда было класть, то ли тяжелый – лень нести. В любом случае, я был этим очень удивлен.

Дело идет к вечеру и в поисках хорошей стоянки мы мимо колодца спускаемся к Су-Ату.

Караби. Около колодца

Стоянка, которую летом я ни разу не видел пустующей, оказалась никем не занятой. Совсем небольшой участок ровной земли на тропе у подножья склона Караби возвышался над поляной, по которой змейкой извивалась река. Но все равно, для сравнения, мы с Богданом сбегали на нашу любимую стоянку, где обнаружили очень мокрую землю, с которой буквально днями стаял снег, и близость реки сулила нам сырую и холодную ночевку. Вернулись, показалось, первая стоянка суше, дальше от воды и вид живописнее. По пути просто балдели с полян залитых цветами.

Суат
Суат. Около стоянки

Палатки расположили недалеко друг от друга рядом с оврагом. Стол и скамейки позволили нам с комфортом поужинать.

На сытый желудок любовались звездным небом. На противоположном склоне, примерно на высоте 2/3 заметили огонек, похожий на свет фонарика. Он исчезал и вновь появлялся, но с места не двигался. Предположили сперва, что кто-то спускается с Орто-Сырта. Но там такие дебри, что даже днем не просто спуститься, а предположить, что народ остановился на ночевку - просто не мыслимо. Неужели гора такая низкая, а деревья такие высокие, что на таком низком уровне сквозь пока еще голый лес просвечивается яркая звездочка?

Были мысли, что когда народ спуститься надо напоить его чаем. Но “фонарик” пропадал и через какое-то время появлялся примерно на том же уровне. Гостей на чай мы так и не дождались, и вскоре расползлись по палаткам.

09.04.2007

Мы ходили вчетвером
Партизанскою тропой!
Не в горах не в лесах
Заблудились в лопухах.

Сегодня утро солнечное, впервые за поход.

Главное развлечение – птичка. Богдан с Татьяной еще из палатки наблюдали за тем, как она прыгала по полянке в поисках чего-нибудь съедобного. Позже за завтраком ее угостили кусочком сала. Она его клевала, а затем улетала на дерево и заливалась веселым пением. Затем опять возвращалась, клевала сало и опять летела петь. Так повторялось раза четыре – пять.

Птичка
Она же

Богдан пошел фотографировать цветочки. Остальные греются на солнце.

На сегодня путь в Перевальное – стандартный маршрут через партизанскую стоянку многократно исхоженный, и описанием оного лень себя утруждать.

Наиболее ярко запомнилась лопушья поляна, на которой в это время, не менее обильно, чем лопухов летом, - росло поле подснежников!

Лопушья поляна вся в подснежниках
Галантус снежный (G. nivalis L)
он же подснежник

Ну и на спуске по малиновому ручью последний обеденный привал с чаем.
Перевальное – Симферополь.

И напоследок несколько цитат из дневника Татьяны:
~ 20:00 Поезд. Позвонил Женя и сообщил, что уже успел принять ванну! «Во гад» - цитата из комментариев Богдана и Юры.

Общие выводы: Хороший поход. Много цветов: подснежники, сон, крокусы… Остатки снега делают горы еще живописнее. Туристов мало, если не считать последний день, то и вовсе нет.